12. «ЧЕРТОВСКИ НЕ ХОЧЕТСЯ РАБОТАТЬ»

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

Очередная весна 1998 года ­– очередная смена правительства. На этот раз премьер Джумагулов ушел, а его сменил академик Кубанычбек Жумалиев. Теперь не только государство, но и правительство возглавил академик. В новой структуре правительства не нашлось места ни министерству, ни министру по делам сотрудничества со странами СНГ, а вот аппарат при министре, приравненный к отделу аппарата премьер-министра, остался. Бывший министр Ян Фишер уехал жить и работать в Москву. Замминистра ходил в Дом правительства, как говорится, только по дням выдачи зарплаты. Спустя весну и лето, при утвержденной структуре аппарата премьер-министра и при состоявшихся назначениях, аппарат при несуществующем министре продолжал работать, благо еще существовали и функционировали органы СНГ, Таможенного союза и ЦАС, а поэтому нас пока не трогали.

Несколько раз я напоминал новому руководителю аппарата премьер-министра Калмурзе Иманалиеву вопрос: что будет с нами? Он каждый раз отвечал: «Что вы, Касым Исаевич, ваши вопросы сам премьер-министр будет решать! У него находятся ваши документы».

Так длилось почти пять месяцев…

Однажды я встретил в коридоре Белого Дома главу соцфонда при правительстве Кыргызстана Розу Учкемпирову и завотделом социальной политики администрации президента Миру Джангарачеву, которые направлялись к премьеру Жумалиеву для подготовки предложения по увеличению возрастного ценза для выхода на пенсию по старости. Мне в июне 1998 года должно исполниться 60 лет. Они собирались эти изменения предложить с июля, и я договорился, что в мае могу сдать документы на оформление пенсии, чтобы в один прекрасный день не остаться на улице без гроша. Ведь с моим призрачным статусом было непонятно, работаю я или формально являюсь безработным?

С марта по сентябрь 1998 года я проработал в таком «висячем» состоянии: министр по делам сотрудничества сокращен еще в марте, аппарат при министре все же продолжает работать, а замминистра на работу не ходит, но исправно получает зарплату. Чем дольше времени проходило, тем больше я начал задумываться. Я слышал «доверительные» рассказы от отдельных руководителей ведомств, что при назначении на должность им приходилось чуть ли не давать взятку в администрации президента. Кое-кто, то ли шутя, то ли серьезно, намекнул мне, что, может быть, премьер-министр тоже от меня чего-то ждет? Я отшутился, что, во-первых, у меня нет такой суммы денег, а во-вторых, если бы и была, все равно взятку не дал бы, потому что этого делать не хочу и не умею и могу найти более достойное применение деньгам. Однако для подстраховки стал оформлять пенсию.

В сентябре комиссия утвердила мне пенсию. Тогда я нанес визит руководителю аппарата премьер-министра и сказал, что давно не отдыхал, а поэтому разрешите мне уйти в отпуск… и, кстати, сразу из отпуска уйду на пенсию.

На следующий день меня вызвали к премьер-министру. К Жумалиеву я пришел с заранее подготовленными документами.

– Кубанычбек Мырзабекович, я бы хотел рассказать вам, какую работу мы проводим со странами СНГ на двусторонней основе, а также в рамках органов СНГ, Таможенного союза и ЦАС. Чтобы вы не подумали, что я сейчас набиваю себе цену, сразу хочу сказать, что не хочу работать больше, однозначно собираюсь на пенсию. Так что пусть молодые поработают…

И в течение получаса коротко рассказал о состоянии дел, показывая соответствующие документы. Напоследок резюмировал:

– Вы участвуете на заседаниях Советов глав правительств СНГ, Таможенного союза и ЦАС. На каждом заседании обсуждаются обычно 5-10 вопросов. По каждому вопросу мы готовим позицию нашей страны. Министерства и ведомства часто присылают заключения, обычно у них нет замечаний и предложений. Я вам некоторые показал. К сожалению, по этим вопросам у них почти нет компетентных специалистов. Нам приходится их вызывать сюда и совместно готовить документы. А готовить что-то надо – ведь вы же не можете на заседании глав правительств каждый раз вставать и говорить, что у нас опять нет замечаний и предложений…

– Да-а, теперь мне все понятно, – сказал Жумалиев. – Касым Исаевич, не уходите на пенсию. Давайте я создам департамент по странам СНГ? Поработайте.

– Мне лучше уйти на отдых, – возразил я. – После приезда в Киргизию я себе уже заработал гипертоническую болезнь…

– Прошу вас, хотя бы полгода…

– Хорошо, давайте сделаем так. Для сохранения преемственности дайте мне замом какого-нибудь толкового молодого человека. Полгода я с ним поработаю.

­– Вы лучше знаете молодых специалистов. Сами подберите и представьте мне для назначения.

Договорились, что численность работников департамента вместе с заведующим составит 6 человек. Он позвонил руководителю аппарата: «Включите дополнительно в структуру аппарата премьер-министра департамент сотрудничества со странами СНГ – 6 человек вместе с заведующим, а заведующий – Исаев Касым Исаевич».

Следующим утром я уехал в Алматы на совещание Таможенного союза. Вернувшись через два дня, на своем столе обнаружил одно постановление и два распоряжения, подписанные премьер-министром. Первое – о моем назначении, второе и третье – о назначении моим заместителем сестры председателя фонда госимущества, бывшего советника президента Жумабека Ибраимова, а референтом – снохи бывшего премьер-министра Апаса Джумагулова. «Постановление для вас, – сообщили мне в отделе кадров, – а распоряжения завизируйте, что вы согласны.» Я отказался визировать, так как договаривался с премьер-министром вовсе не об этом. Раз он решил так, то вполне мог обойтись и без моего автографа. Теперь пришло время на деле узнавать нового академика-премьера.

Я уже упоминал ранее, что президент Акаев пытался усидеть на двух стульях. С одной стороны, «давал установку», чтобы любым путем добиваться присоединения к Таможенному союзу (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, а с другой стороны, благословил «тайную» активную работу по присоединению Кыргызстана к Всемирной торговой организации (ВТО). Для обеих организаций Кыргызстан давал заметно различавшиеся обещания и брал на себя зачастую противоречащие друг другу обязательства.

Не знаю, что говорили наши представители в ВТО, но в переговорах с другими членами Таможенного союза наши горе-руководители заставляли членов кыргызской делегации откровенно врать. На уровне руководителей министерств и ведомств наши партнеры по ТС открыто нас спрашивали, не за дураков ли мы их держим? Собственно, они нас в ТС не звали, и, если мы до сих пор не определились, то лучше нам вообще перестать ломать комедию. Интеграционный комитет ТС даже подготовил официальную записку, где говорится, что руководство Кыргызстана должно принять политическое решение, с кем он – с ТС или с ВТО. Даже в парламенте России обсуждался этот вопрос, где докладчик заявил, что такая страна, как Киргизия, «влезла» в ТС, своими действиями и нормативными показателями мешает развитию союза. Мы даже достали и привезли в Бишкек стенограмму этого обсуждения, и я храню ее на память до сих пор.

В период разработки проекта Договора о едином экономическом пространстве стран – участников Таможенного союза в заседаниях экспертных групп и Интеграционного комитета принимали участие представители министерств сотрудничества со странами СНГ, иностранных дел, экономики и финансов, промышленности и торговли, юстиции, таможенного комитета и других ведомств от каждой из сторон в зависимости обсуждаемых вопросов. При этом заранее направлялся пофамильный список участников. Однако от нашей страны чаще всего принимал участие лишь один представитель – либо министр сотрудничества Ян Фишер, либо я. Под общий смех на наши места подсаживались представители других стран, чтобы мы не скучали в одиночестве. Свое неучастие представители других кыргызских министерств объясняли или отсутствием денег на командировочные расходы, или отсутствием рейсов самолета и т.п. На самом деле министры попросту не хотели направлять своих представителей на заседания по ТС, чтобы из-за отсутствия четкой позиции руководства страны не брать на себя ответственность или не выкручиваться откровенным враньем.

Из-за «установки» академика-президента «любым путем вступить и в ВТО, и в ТС, соглашаясь на все их требования», никто на себя не хотел брать ответственность. Конкретные содержания требований, противоречащие друг к другу, никто не хотел обсуждать. Академик-премьер вообще не высказывал никаких суждений, вызывая подозрение, что вообще не владеет темой. Когда я его просветил насчет оценки партнерами по ТС нашей внешнеэкономической политики, он велел мне собрать руководителей всех заинтересованных министерств и ведомств, чтобы послушать их мнения. Приглашая руководителей министерств, я на всякий случай попросил их в своих выступлениях как можно подробнее «разжевывать» тему. Премьер-министр молча послушал всех и так же молча отпустил. После совещания все ко мне с вопросом «Байке, а зачем нас собирали?». Я и сам не понял, мне оставалось лишь пожимать плечами. Дожили! Даже в ЖЭКе начальник, проводя совещание с дворниками и сантехниками, подводит итоги, высказывает свои соображения и дает какие-то конкретные указания. Стиль работы премьера Жумалиева стал чем-то неуловимо напоминать стиль премьера Джумагулова. Президенту Акаеву нельзя было отказать в последовательности кадровой политики.

В сотрудничестве со странами СНГ появилось новое действующее лицо – Интеграционный комитет (ИК) – исполнительный орган ТС. До сих пор его возглавлял представитель Казахстана – первый вице-премьер Нигматжан Исингарин. По правилам, следующим председателем ИК должен был быть (по алфавиту) представитель Кыргызстана. В связи с этим, Исингарин обратился к президенту Акаеву с просьбой, чтобы он, для обеспечения преемственности в работе ИК, назначил заместителем председателя ИК постоянного представителя Кыргызстана в ТС в ранге вице-премьера. На эту должность был назначен бывший первый вице-премьер Кемелбек Нанаев.

ИК размещался частично в Москве и частично в Алматы. Кабинет Нанаеву подготовили в обоих городах. Имелось в виду, что он поработает заместителем председателя ИК, наберется опыта и постепенно заменит Исингарина. Но этого не случилось: Нанаев не стал переезжать. Сам он не объяснял причин, а мы и не спрашивали. Оставалось лишь предполагать, что он не хотел постоянно выслушивать упреки партнеров по ТС или боялся совсем лишиться близости к президенту, уехав из Бишкека.

Я передавал Нанаеву документы о негативных оценках нашей позиции в ТС, чтобы он докладывал президенту, но он отказывался, предлагая отправлять вместо себя на доклад первого замминистра иностранных дел Сагынбека Дордоева. Иногда я помогал Нанаеву в организации работы. Если где-нибудь планировалось международное совещание стран СНГ с участием на уровне вице-премьеров, то, учитывая наличие у Жумалиева лишь одного заместителя Бориса Силаева, я предлагал премьеру давать распоряжением правительства Нанаеву полномочия принять участие в совещании и на уровне вице-премьера подписывать документы. Премьер, как правило, соглашался, а Нанаев оставался довольным таким раскладом.

Когда мы вот уже полгода, как разрабатывали проект Договора о едином экономическом пространстве стран – участников ТС и скоро этот документ уже должен был быть подписан участниками ТС, было объявлено о приеме Кыргызстана в ВТО. Я отправился в администрацию президента и встретился с ее тогдашним заведующим юридическим отделом, бывшим первым замминистра юстиции М. Касымалиевым. Поскольку нам не показывали материалы, связанные с нашим вступлением в ВТО, я попросил Касымалиева изучить проект Договора о едином экономическом пространстве стран – участников ТС на предмет противоречий с условиями вступления в ВТО. Он нашел противоречия по шестнадцати статьям и заявил, что ничего не может комментировать, так как президент «давал команду» при переговорах по вступлению в ВТО соглашаться со всеми их требованиями.

Я уже не знал что делать: впадать в бешенство или в полную апатию.

Между тем, мы готовили поездку премьера Жумалиева на заседание Совета глав правительств стран – участников ТС. Честно говоря, не очень понимали, как готовить человека, находящегося вне процесса. Нанаев взял на себя инициативу подготовить Жумалиеву текст выступления. В ходе заседания по своей очереди наш премьер «отстрелялся», прочитав подготовленную речь. Председательствующий глава правительства России Евгений Примаков и главы правительств Белоруссии и Казахстана стали обсуждать вопросы и обмениваться мнениями, наша делегация вела себя более чем скромно. Потом нас пригласили на прием, устроенный от имени Председателя Правительства Российской Федерации. Где-то в середине приема Жумалиев взял слово и решил поздравить Примакова с недавним назначением главой российского правительства. То ли не уточнил, то ли забыл от волнения отчество Примакова, но начал лепетать «Евгений Михайлович… Евгений Михайлович…» (имя и отчество Примакова – Евгений Максимович), а в зале в это время поднялся небольшой шум и начались разговоры. Сидящий за соседним столом помощник нашего премьера Равшан Джеенбеков по-кыргызски сказал мне: «Вот эти сидящие люди матом ругают нашего премьер-министра!». Все, что я мог ответить молодому помощнику, было: «Не обращай внимания, ведь они тоже могут перепутать наши имена и отчества». Жумалиев неслышно закончил свой тост. Этот прием также запомнился тем, что с опозданием появился небезызвестный «олигарх» Борис Березовский, бывший тогда исполнительным секретарем СНГ, и подарил каждому премьер-министру по ноутбуку.

Я свое обещание Жумалиеву проработать полгода помнил. Однако раньше, чем прошло полгода, вновь поменялось правительство, так что Жумалиев сам ушел раньше меня. Новым премьер-министром стал Жумабек Ибраимов, в свое время бывший мэром Бишкека, государственным секретарем, советником президента, председатель фонда госимущества. Меня сразу пригласил новый руководитель аппарата премьер-министра Радбек Ешмамбетов и сказал: «После назначения премьер-министром Жумабека Ибраимовича, Аскар Акаевич позвонил председателю правительства России Евгению Примакову, попросил принять нашего нового премьера и помочь решить кое-какие вопросы в кыргызско-российских взаимоотношениях. Поэтому готовьте перечень вопросов, которые премьер должен поставить…» Я составил перечень и передал Ешмамбетову.

Пару раза был на совещании у нового премьера, и в своих речах он грозно подчеркивал, что пришел с серьезным намерением беспощадно бороться с коррупцией. Мне при этом почему-то невольно вспоминалась вся описанная ранее история с российским кредитом, в которой Ж. Ибраимов принимал деятельное участие. (Как мне тогда казались сомнительными слова Ибраимова, так сейчас, наверное, многим представляется, что история со словесной войной против коррупции повторяется. С нею так же шумно борются новые руководители страны с высоты 7-го этажа Белого Дома. Однако люди сравнивают проводимую кадровую политику с грозными антикоррупционными заявлениями и делают вывод, что коррупция продолжает наверстывать упущенное во времена акаевского режима.)

В отличие от Жумалиева, Ибраимов резко отказался подписать распоряжение, уполномочивающее Нанаева принять участие на совещании в органах Исполкома СНГ и подписывать документы от имени правительства Кыргызстана.

Я ждал, когда новый премьер меня вызовет и мы обсудим по существу каждый вопрос по перечню для обсуждения с Примаковым. Когда стало известно, что в Москву летим уже через два дня, я отправился к Ешмамбетову: «Получается несерьезно. За каждым вопросом стоит соответствующий наш министр, нужно же их собрать у премьера, обсудить вопросы по существу. Нужно выяснить их мнение, готовы ли они ставить тот или иной вопрос перед Россией, ведь я же вам дал только свой вариант. После того как отберем вопросы, каждый министр должен написать проект письма на имя Примакова за подписью Ибраимова, и тот должен наложить резолюцию-поручение министрам. Или, возможно, у них есть свои предложения…» Лишь после этого я получил поручение собрать всех на следующий день, то есть буквально накануне вылета. К вечеру всем поручили приготовить проекты писем для подписания, некоторые не успели – пришлось дописывать прямо в самолете.

В ходе визита, помимо переговоров делегаций, личных встреч двух глав правительств, также прошли встречи с участием нашего премьера в российских Минэкономики, Минфине, Минобороны, Минсотрудничества. В ходе встреч Ибраимов в основном молчал, а наши министры были нарочито пассивны по сравнению с российскими коллегами. Например, в то время как министр финансов России Михаил Задорнов изложил свое видение по всем вопросам наших финансовых взаимоотношений, наш «прозападный» министр финансов Марат Султанов и рта не раскрыл, хотя именно мы были заинтересованы в решении этих вопросов. На встрече с министром экономики России Андреем Шаповальянцем, словно подтверждая насмешку некоторых коллег из стран СНГ о том, что в Киргизии нет министерства экономики, потому что там вообще нет экономики, диалог поддерживал лишь наш полномочный представитель в исполнительных органах СНГ Эсенгул Омуралиев.

Делегация улетела обратно, а я остался для участия в совещании по Таможенному союзу. На следующий день после совещания я навестил старого знакомого – генерального директора одной российской компании, а в прошлом – ответственного работника аппарата правительства СССР. Как только я зашел, он спросил:

– Касым Исаевич, вы прилетели с вашим новым премьер-министром?

– А вы откуда знаете?

– Вчера я встречался с вашим бывшим шефом Юрием Дмитриевичем Маслюковым, он теперь у нас первый зампред в правительстве Примакова. Маслюков сказал, что только что вернулся из США и Примаков ему сказал: «Пока ты был в Америке, я принимал здесь нового премьер-министра Киргизии… Если честно, я так и не понял, зачем он приезжал?»

Конечно, мне было обидно в очередной раз слышать подобные нелестные отзывы о наших руководителях. Но как-то было сложно спорить с тем, что они этого заслуживают.

Вернувшись в Бишкек, я пошел на работу, отсчитал в соответствии с трудовым законодательством две недели и написал заявление освободить меня по истечении этого срока от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. Заявление я отнес руководителю аппарата премьер-министра Радбеку Ешмамбетову.

Неожиданно мне сообщили, что всех вызывает Жумакадыр Атабеков, назначенный начальником управления международного сотрудничества в новой структуре аппарата премьер-министра. Для меня это была новость – я не знал ни о новой структуре, ни о новых назначениях. Когда я пришел, сотрудники уже собрались и новый начальник Атабеков прокричал мне:

– Садись рядом, Касым Исаевич, мой боевой первый зам!

Я промолчал. Мы были знакомы, он работал консультантом-экспертом в администрации президента, а в советское время работал, кажется, на консульской работе где-то в Латинской Америке. Сейчас же рассказывал свою идею по организации работы во вверенном ему управлении:

– У нас в работе все страны будут распределены по блокам. Например, Латинская Америка, Южная и Центральная Америка, а страны Мексика, Никарагуа, Гондурас…

Признаюсь, я не выдержал и, тихо засмеявшись, перебил его:

– Жумакадыр, ты давай пока решай проблему Гондураса, а я пойду… Прости, никак не могу быть твоим боевым первым замом, потому что уже подал заявление об уходе…

Ближе к дате моего ухода с работы ко мне пришли на проводы вице-премьер Борис Силаев, руководитель аппарата премьер-министра Радбек Ешмамбетов и несколько заведующих отделами с шампанским. Попробовали было уговаривать меня не уходить, и тогда я сказал Силаеву:

– Борис Иванович, вы помните крылатые слова Секретаря ЦК КПСС Егора Кузьмича Лигачева, сказанные на последнем XXVIII съезде КПСС?

– Нет, не помню.

– «Чертовски хочется работать!» А я скажу так: «Чертовски не хочется работать!»…

Естественно, все засмеялись, приняв за шутку.

Через несколько месяцев мне домой позвонил начальник организационного управления аппарата премьер-министра (впоследствии – губернатор Нарынской области) Жыргалбек Азылов, бывший референт моего отдела в аппарате правительства Джумагулова. Он сообщил, что меня приглашает на прием очередной новый премьер-министр Амангельды Муралиев. Муралиев предложил мне вернуться на работу в аппарат премьер-министра, правда, не называя, на какую работу.

– Знаете, почти пять лет я проработал в Белом Доме. Один мой коллега в Москве, участник Великой Отечественной войны, любил поговорку «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Боюсь, в нашем правительстве эту поговорку полностью взяли на вооружение за эти годы. Мне в моем возрасте быть дураком под каким-то молодым неучем как-то уже не хочется…

– Если вы об Атабекове, то я уже подписал документ о его увольнении с должности начальника управления международного сотрудничества.

– Хорошо, я подумаю и сообщу Ешмамбетову.

– Кстати, Касым Исаевич, а вы не знаете, почему бывший первый вице-премьер-министр Кемелбек Нанаев сидит у меня в штате и получает зарплату?

– По моему пониманию, он вообще-то должен сидеть или в Москве, или в Алматы, работая зампредом Интеграционного комитета стран Таможенного союза. И зарплату он там должен получать.

Как выяснилось, Нанаев, долгое время по сути не работая, исправно ежемесячно получал зарплату вице-премьера, пока его в конце концов не назначили послом Кыргызстана в России.

А позже мне сказали, что на должность начальника управления международного сотрудничества аппарата премьер-министра (на место Жумакадыра Атабекова) президент Акаев трудоустроил руководителя своей службы протокола С. Закирова. Я позвонил Ешмамбетову, поблагодарил за предложение и отказался идти работать в аппарат премьера.

Некоторые работники этого управления рассказывали мне впоследствии, что если Атабеков, не знакомясь с исполняемыми документами, хотя бы просил подчиненных информировать его, то Закиров вообще ничем не интересовался. Премьер Муралиев установил порядок, чтобы подготовленные для премьера документы обязательно визировались руководителями отделов и управлений аппарата. В таких случаях с трудом разыскивали начальника управления международного сотрудничества, который визировал документ не глядя.

Должность начальника управления международного сотрудничества в аппарате премьера вообще оказалась разменной. Как только женился сын президента Айдар Акаев, этот пост пригодился для трудоустройства свахи (старшей сестры снохи) Акаевых. Некоторые рядовые сотрудники аппарата, когда-то работавшие со мной, продолжали работать с этими «трудоустроенными начальниками». Когда мои бывшие коллеги рассказывают об уровне, стиле и методах работы этих начальников, сразу понимаешь, как мы могли дожить до жизни такой под управлением таких чиновников.

И почему чертовски не хочется там работать.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предисловие | 2. «Восток – дело тонкое» | 3. Кыргызский Бурбулис и другие | 4. «Кыргызалтын», Кумтор и Джеруй | 5. Суровая слабость премьера | 6. Турецкий кредит | 7. Суверенный Госкоминвест | 8. Японский грант | 9. Эпос о «Манасе» | 10. Министерство сотрудничества | 11. Российский кредит | 12. «Чертовски не хочется работать» | 13. Эпилог: Позвольте усомниться | 14. Постскриптум: «Парные танцы в тандеме»

 

0 Likes
0 Dislikes

728 Комментария к 12. «ЧЕРТОВСКИ НЕ ХОЧЕТСЯ РАБОТАТЬ»

  1. 7/24 İstanbul böcek ilaçlama firmamız istanbul’un tüm ilçelerinde böcek ilaçlama hizmeti vermekteyiz güvenilir ve hızlı ekibimiz ile istanbul anadolu yakası ve istanbul avrupa yakasın da olan şubelerimiz 7 gün 24 saat hizmet vermektedir bizlere web sitemizde bulunan telefon numaralarına her an ulaşıp öüşteri temsilcimizden bilgi alabilirsiniz huzlu mutlu sağlıklı günler dileriz istanbul böcek ilaçlama Firması

  2. I am only commenting to make you understand of the beneficial discovery my friend’s daughter undergone using your site. She came to understand several details, including what it’s like to have an incredible teaching heart to make other individuals just know precisely a variety of complex topics. You actually did more than visitors’ desires. Thank you for displaying those interesting, safe, revealing as well as fun guidance on this topic to Jane.

  3. Great blog here! Additionally your web site lots up very fast! What web host are you using? Can I am getting your affiliate link in your host? I want my site loaded up as fast as yours lol

  4. My husband and i felt now more than happy that Emmanuel managed to finish up his research using the precious recommendations he made in your blog. It’s not at all simplistic just to continually be giving out secrets which often a number of people may have been making money from. So we recognize we have got the website owner to give thanks to for this. The most important explanations you’ve made, the easy blog navigation, the relationships you help to engender – it is all impressive, and it’s assisting our son and our family recognize that that issue is thrilling, and that is unbelievably important. Many thanks for the whole thing!

  5. Hey there this is kind of of off topic but I was wondering if blogs use WYSIWYG editors or if you have to manually code with HTML. I’m starting a blog soon but have no coding knowledge so I wanted to get advice from someone with experience. Any help would be enormously appreciated!

  6. Thank you a lot for providing individuals with an extremely splendid possiblity to read from here. It’s usually so sweet and full of fun for me personally and my office friends to search your blog really thrice in a week to find out the fresh guidance you have got. And lastly, we are certainly amazed concerning the incredible advice you give. Selected two ideas in this post are ultimately the most efficient we have all had.

  7. Thank you for sharing superb informations. Your site is so cool. I’m impressed by the details that you have on this blog. It reveals how nicely you perceive this subject. Bookmarked this web page, will come back for more articles. You, my pal, ROCK! I found just the info I already searched everywhere and just couldn’t come across. What an ideal web site.

  8. I think this is one of the most vital information for me. And i am glad reading your article. But wanna remark on some general things, The website style is great, the articles is really excellent : D. Good job, cheers

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*