9. ЭПОС О «МАНАСЕ»

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

Осенью 1995 года было торжественно отмечено 1000-летие эпоса «Манас» в присутствии множества иностранных гостей. За активное участие в подготовке и проведении юбилейных мероприятий я был включен в список сотрудников аппарата правительства для награждения специальными юбилейными медалями. После торжественного вручения медали премьер-министром Апасом Джумагуловым каждому награжденному налили по бокалу шампанского, после чего все разошлись. Потом, как я слышал, премьер ушел на прием к президенту.

Через некоторое время Джумагулов позвонил мне и спросил:

– Как идет выполнение поручения по разработке Положения о свободной экономической зоне «Бишкек»?

– Поручение по СЭЗ «Бишкек» находится на исполнении в Минэкономики. Недавно интересовался: со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами согласовали, остался только Минтранс. У них там спор с администрацией президента.

– Пригласите на 14 часов в зал заседания всех заинтересованных лиц по данному поручению.

Раз Джумагулов ходил к президенту, можно было догадаться, «откуда ветер дует». Меня же предупреждали, что премьер даже к своим собственным (зачастую формальным и быстро забываемым) поручениям так не относится, как к президентским, за которые берется так, что «держись».

Помимо руководителей заинтересованных министерств и ведомств, я пригласил на заседание еще двух-трех депутатов Жогорку Кенеша и первого замруководителя администрации президента А. Богатова. Последний в свое время участвовал в заседании парламентского комитета по экономике, где обсуждали вопросы создания СЭЗ «Бишкек». Он лоббировал вопрос включения в состав СЭЗ аэропорта «Манас». Поговаривали, что после формирования СЭЗ именно Богатов собирается взять на себя управление свободной экономической зоной «Бишкек».

Когда я работал в Госплане СССР, такие спорные комиссионные поручения бывали у меня каждый день: с одной стороны – интересы восьми союзных республик, которые я курировал, с другой стороны – интересы союзных министерств и ведомств, а между ними – Госплан с интересами всей страны, и мнение последнего обычно брало верх. Теперь же важно было чувствовать и знать, чьи личные интересы стоят за тем или иным якобы государственным вопросом и кто кого поддерживает. Наверное, премьер четко представлял себе, кто какие интересы преследует в случае с таким перспективным проектом, как СЭЗ, но проявление интереса с президентской стороны практически означало отсутствие у премьера собственного мнения по данной теме. Зато собственное мнение было у его подчиненных… Например, у меня.

В назначенное время началось обсуждение. Первым выступил министр экономики Таалайбек Койчуманов, проинформировавший, что проект Положения о СЭЗ «Бишкек» согласован со всеми, кроме министерства транспорта, которое возражает против включения в состав СЭЗ аэропорта «Манас». Затем выступил министр транспорта Токторбек Ажикеев, который заявил, что задолго до этого правительство, обсудив вопрос о создании другой СЭЗ – «Аэропорт «Манас», представило соответствующие документы за подписью первого вице-премьера Алмамбета Матубраимова президенту Акаеву, в администрации которого эти предложения как бы затерялись. Как выяснилось, первый заместитель руководителя администрации президента Богатов положил их к себе в сейф, ожидая рассмотрения вопроса о создании СЭЗ «Бишкек» и лоббируя от имени президента включение в ее состав аэропорта «Манас».

Зная мнение президента, премьер, наверное, не был склонен разводить дискуссию по существу и начал искать другую тему для разбирательства. «Налетел» на президента НАК «Кыргызстан аба жолдору» генерала Кубанычбека Орузбаева:

– Почему не проследили документы правительства о создании СЭЗ «Аэропорт Манас» в администрации президента?

– Я был на учебе в США.

Тогда Джумагулов решил предъявить претензии к моему отделу:

– Отдел вместо того, чтобы организовать своевременное исполнение поручения, создал бюрократию и волокиту!

– Я не создавал никакой бюрократии и волокиты, – начал было объяснять я. – Во-первых, отдел не имеет право снимать разногласия между министерствами, к тому же здесь со своими интересами влезла администрация президента… Во-вторых, аэропорт «Манас» должен быть реконструирован, чтобы стать международным…

Джумагулов не дал мне вывести разбирательство на разговор по существу, иначе, может быть, ему пришлось бы взять на себя ответственность за решение этого вопроса. А это, наверное, было нежелательно, учитывая «интересы администрации президента». Поэтому он перебил меня:

– Еще раз повторяю: отдел создал волокиту и бюрократию! А Минэкономики недопустимо затянул…

Я стоял, слушал эти нелепые обвинения, и тут до меня дошло. А ведь, пожалуй, сейчас самый удобный момент для премьера избавиться от меня! Сколько неприятностей в отношениях с президентским окружением я создал для него… А тут такой повод. Вот и идет вразнос…

Тогда я сказал:

– Апас Джумагулович, если я создаю волокиту и бюрократию, из-за чего страдает дело, я готов уйти в отставку.

Джумагулов обратился к руководителю аппарата правительства Орозмату Абдыкалыкову:

– Заберите у отдела все документы, в 2-3-дневный срок завершите проект Положения о СЭЗ «Бишкек» и представьте на утверждение. Подготовьте проект решения о наказании руководства Минэкономики и отдела.

На этом все разошлись.

Вопрос разрешения возникшего разногласия был прост и лежал на поверхности. Будь на месте Джумагулова другой человек, желающий разобраться в проблеме до конца и найти объективно рациональное решение, то он просто выслушал бы всех до конца и напрямую объяснил бы президенту Акаеву суть проблемы. (В конце концов так и случилось. Правда, без участия премьер-министра Джумагулова…)

В чем же все-таки была проблема СЭЗ и аэропорта «Манас»? В конце 1994 года кыргызская делегация во главе с премьер-министром Джумагуловым отправилась в Японию на очередное заседание кыргызско-японской Экономической комиссии, во время которого премьер Джумагулов, министр транспорта Сыдыкбек Аблесов и я встречались с представителями японских компаний «Сумитомо» и «Мицуи» для обсуждения вопроса реконструкции аэропорта «Манас». Японцы предложили, чтобы они сделали для нас проект реконструкции и предоставили кредит по ставке 9% годовых. Одновременно Аблесов вел переговоры с руководством японской государственной организации по международному экономическому сотрудничеству о предоставлении льготного долгосрочного кредита под гарантию правительства Кыргызстана и получил благосклонный ответ.

В ходе заседания комиссии с японской стороны неоднократно высказывалось мнение, что хорошо бы превратить аэропорт «Манас» в международный. По сравнению с казахским аэропортом города Алматы, он расположен в более удобном месте для регулирования воздушного движения, и японцы предпочли бы летать в Европу через Пекин и Бишкек – это короче маршрута через Россию почти на 1000 км.

После очередной встречи японцы дали Аблесову позитивный ответ о возможности предоставления льготного кредита под правительственные гарантии Кыргызстана. Об этом знал премьер и, наверное, докладывал президенту по возвращении из Японии. Я не знаю, почему и как Богатов, высокопоставленный президентский чиновник, уговорил Акаева согласиться включить аэропорт в состав СЭЗ «Бишкек». Ведь было же очевидно, что если аэропорт попадет в состав СЭЗ, то изменится его статус: по сути он станет коммерческим предприятием, и для его реконструкции Япония не даст долгосрочный льготный государственный кредит. Речь шла о миллионах, если не десятках миллионов, долларов выгодных иностранных инвестиций в перспективный и доходный проект международного уровня, и для нищего Кыргызстана цена неверного решения была слишком высока.

Через день-два ко мне зашел Богатов и, как бы оправдываясь, сказал:

– Байке, я о вас никому ничего не говорил.

Я только пожал плечами.

Позже встретил в коридоре лучшего друга Джумагулова бывшего вице-премьера А. Моисеева, который стал уговаривать меня:

– Касым Исаевич, сами сходите к Апасу Джумагуловичу… Он отходчивый человек, попросите у него извинения.

– Александр, о чем ты говоришь? – удивился я. – Я не мальчишка, а его подчиненный, заведующий отделом. Если даже я был виноват, то он как мой начальник должен был вызвать меня, предъявить все свои претензии и выслушать мой ответ, а потом решать. Пусть бросит эти свои «восточные штучки»! Премьер должен принять ответственность на себя и доложить президенту о проблеме, а не искать виновников. К сожалению, я не воспитан приходить к начальству, чтобы стоять там на коленях. В конце концов, мы работаем в государственном учреждении, а не в частной конторе Апаса Джумагулова…

Между тем принесли утвержденное Положение о СЭЗ «Бишкек». Читаю пункт 3 Положения: «СЭЗ «Бишкек» располагается в границах аэропорта «Манас», с. Мраморное, Национального выставочного центра при Правительстве КР…».

Прошла неделя. Моисеев еще раз уговаривал меня идти к Джумагулову как бы с повинной, но тщетно. Я как ни в чем не бывало сходил на совещание к премьеру, не сказали друг другу ни слова. Позвонил руководитель аппарата правительства Абдыкалыков и спросил, ходил ли я к премьер-министру объясняться. Я ответил отрицательно. Абдыкалыков не стал меня уговаривать. Через два дня он пригласил меня к себе: «Апас Джумагулович напомнил о решении наказать вас и потребовал представить на подпись проект документа». Я ответил, что дело, как говорится, хозяйское, и попросил дать почитать, когда премьер подпишет. Что ж, видимо, у Джумагулова кончилось терпение ждать моего прихода с повинной.

Через день Абдыкалыков дал мне почитать подписанное Джумагуловым постановление правительства, где первым пунктом министр экономики Койчуманов обязывается наказать ответственного работника министерства за задержку исполнения правительственного поручения, а вторым пунктом за проявленную неактивность при исполнении поручения правительства и создание волокиты при этом (примерно такая формулировка) Исаев Касым освобождается от занимаемой должности заведующего отделом внешних связей и иностранных инвестиций аппарата правительства.

Это был четверг, и я попросил Абдыкалыкова выпустить постановление в рассылку с понедельника и добавил: «Завтра я сдам дела своему заму, а в воскресенье полечу в Москву к семье. Отдохну. Не хочу быть здесь при разговорах и расспросах…»

В субботу я случайно встретил на улице бывшего аспиранта Акаева Тимура Муратова, тогда – представителя японской компании «Сумитомо» в Кыргызстане (в дальнейшем он станет президентом НАК «Кыргызстан аба жолдору» и будет руководить реконструкцией аэропорта «Манас»). Я ему сказал, что Джумагуловым подписано Положение о СЭЗ «Бишкек», в состав которой включен и аэропорт «Манас».

– Несмотря на наши возражения, – пояснил я, – премьер подписал скорее по недопониманию и со ссылкой на мнение президента.

– Я пойду к Аскару Акаевичу, – заявил Муратов. – Этого нельзя делать! Есть сведения, что японцы уже рассматривают вопрос о выделении нам долгосрочного льготного кредита на реконструкцию аэропорта. Скажу еще и гендиректору Госкоминвеста Сарыгулову, чтобы он объяснил Аскару Акаевичу…

В воскресенье 5 ноября я улетал в Москву и в аэропорту «Манас» встретил своего заместителя Халида Халидова. Он пришел проводить меня и сообщить, что подал заявление об уходе по собственному желанию. «Если у руководителей нет совести, это не значит, что ее нет у нас, – сказал он. – Если нужно было кого-то наказать, то меня – ведь в отделе именно я занимался проектом Положения о СЭЗ «Бишкек»…» Я постарался его успокоить, сказав, что Джумагулову надо было избавиться от меня и от моих неподходящих мнений, из-за чего ему приходится получать замечания от президента и его окружения. Многим прекрасно известно, что за человек наш премьер-министр…

На следующей неделе я позвонил в Бишкек, и Тимур Муратов сообщил мне, что был у президента. Аскар Сарыгулов также написал ему записку. Акаев согласился с их мнением и дал команду исключить аэропорт «Манас» из состава СЭЗ «Бишкек». Из аппарата правительства сообщили, что здесь теперь снова суета по выполнению нового указания президента, а вице-премьер Муралиев занимается восстановлением порядка, так как авиакомпания «Кыргызстан аба жолдору» перестала платить налоги, считая себя в составе СЭЗ. В Москве я встретился с находившимися в командировке первым вице-премьером Абдыжапаром Тагаевым и его помощником Акылбеком Жапаровым (ныне – министром экономики и финансов), разговорились, и я сказал, что, уезжая из Бишкека, читал разъяснение в газете о налоговом скандале с «Кыргызстан аба жолдору». Тагаев развел руками: ситуация была такова, что пришлось давать объяснение через СМИ…

В свете этих обстоятельств в новом свете предстал вопрос, кто же фактически создал волокиту в этом проекте? Я, придерживавшийся точки зрения не включать аэропорт «Манас» в состав СЭЗ, или глава нашего правительства, боявшийся мнимой ответственности перед президентом и не разбиравший вопрос по существу? Поистине «Восток – дело тонкое» и «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак»…

Как потом мне рассказали, в тот понедельник на аппаратном совещании Джумагулов позволил себе домыслы: «Говорят, что Исаев уехал в Москву… А нам нужны работники, постоянно работающие для Кыргызстана!» Не знаю, зачем он сделал такое некорректное замечание. Я же оставался гражданином Кыргызстана и никуда не собирался переезжать. Всем сообщил, что еду отдохнуть. Всего лишь воспользовался спорной привилегией отставника, чтобы, наконец, отправиться с женой на совместный отдых. Когда бы еще представилась такая возможность?

Да, быть премьер-министром при Акаеве было сложно. Для этого нужны были особые способности. Я в разное время проработал с тремя первыми вице-премьерами в правительстве Джумагулова, и они, не сговариваясь, рассказывали, что «аксакал» (то есть Джумагулов) любой сложный или скандальный вопрос перепоручал им, чтобы не брать на себя ответственность. Я и сам в подтверждение этого наблюдения привел (и приведу далее) несколько эпизодов. Видимо, только в таком поведении был залог относительно долгого, но, прямо скажем, номинального премьерства.

(И все же – почему даже после реконструкции «Манас» не стал крупным международным аэропортом? Дело в том, что самолеты, летящие с Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии через Бишкек на запад и обратно, по штурманским условиям в районе северо-восточнее Текеса и пика Хан-Тенгри должны пролететь 68 км над территорией Казахстана. Наши казахские братья (а тогда – еще и сватья) так и не дали на это согласие. Я дважды участвовал в подготовке бумаг президенту Акаеву для переговоров по этому вопросу с Нурсултаном Назарбаевым. Можно лишь предположить, что Нурсултан Абишевич сказал Аскару Акаевичу: «Братство братством, узы узами, а табачок врозь!» Разрешение использовать такую воздушную трассу, более удобную и безопасную, означало переход большинства международных авиарейсов из Алматы в Бишкек. А это уже чистая экономика. И политика – тем более, что как раз в то время у нас шла кампания, возглавляемая Турдакуном Усубалиевым, с требованием, чтобы Казахстан платил нам за речную воду. Так что у президента Казахстана вовсе не было поводов делать Кыргызстану столь щедрые подарки. И вряд ли Акаев, какие бы переговорные предложения мы ни готовили, имел хоть какие-то шансы чего-то добиться от Назарбаева. Как говорят, «харизмой не вышел». Учитывая, что неоднозначное отношение коллег-президентов к Акаеву реально мешало взаимоотношениям Кыргызстана с нашими странами-соседями, говорю об этом скорее даже с сожалением.)


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предисловие | 2. «Восток – дело тонкое» | 3. Кыргызский Бурбулис и другие | 4. «Кыргызалтын», Кумтор и Джеруй | 5. Суровая слабость премьера | 6. Турецкий кредит | 7. Суверенный Госкоминвест | 8. Японский грант | 9. Эпос о «Манасе» | 10. Министерство сотрудничества | 11. Российский кредит | 12. «Чертовски не хочется работать» | 13. Эпилог: Позвольте усомниться | 14. Постскриптум: «Парные танцы в тандеме»

 

0 Likes
0 Dislikes

460 Комментария к 9. ЭПОС О «МАНАСЕ»

  1. Informative and precise Its difficult to find informative and accurate information but here I noted

  2. Pretty part of content. I just stumbled upon your website and in

  3. You have brought up a very superb details , regards for the post.

  4. Roman Polanski How do I put rss feeds on a classic blogger template?

  5. Great article post.Thanks Again. Awesome.

  6. Thank you for your blog.Much thanks again. Really Great.

  7. I appreciate you sharing this article. Fantastic.

  8. issue. I ave tried it in two different web browsers and

  9. wow, awesome blog.Thanks Again. Great.

  10. Lovely just what I was looking for.Thanks to the author for taking his clock time on this one.

  11. You are my intake, I own few web logs and very sporadically run out from brand . Analyzing humor is like dissecting a frog. Few people are interested and the frog dies of it. by E. B. White.

  12. Thanks for the article. Cool.

  13. readers interested about what you’ve got to say.

  14. Awesome post.Really thank you! Will read on…

  15. Really enjoyed this blog.Much thanks again. Will read on

  16. Say, you got a nice article.Thanks Again. Want more.

  17. I just got done eating a platter of spaghetti before visiting your site. It sure makes the full feeling all that much better.

  18. Are you sick and tired of being bored? You’ll never have a dull moment if you visit http://camgirl.pw It’s by far the most exciting site on the internet. There, you’ll be able to talk to all kinds of hot babes. Don’t be surprised if everyone at work asks why you’re so happy. You don’t need to tell them that you visit this site each and every day. It’ll be your little secret.

  19. Time — Washing home windows is a time-consuming task.

  20. You have to spend time on Twitter and get to know folks.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*