Home » Мнения, Наука, Науковедение, Подшивка, Политика, Реплика, Республика Казахстан » “У нас докторов наук: плюнешь – доктор!” Казахстанские учёные ответили на критику Гульжаны Карагусовой

“У нас докторов наук: плюнешь – доктор!” Казахстанские учёные ответили на критику Гульжаны Карагусовой

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

Казахстанские учёные решили ответить на критику депутата Карагусовой.

"У нас докторов наук: плюнешь – доктор!" Казахстанские учёные ответили на критику Гульжаны Карагусовой

“У нас докторов наук: плюнешь – доктор!” Казахстанские учёные ответили на критику Гульжаны Карагусовой © Иллюстрация informburo.kz

22 ноября депутаты от фракции “Нур Отан” провели заседание “О состоянии развития и функционирования лабораторий, созданных в базовых вузах в рамках Государственной программы инфраструктурного развития “Нұрлы жол” на 2015-2019 годы”. Речь зашла о коммерциализации науки и аккредитации казахстанских лабораторий. И вот тут-то депутаты разразились критикой в адрес казахстанских учёных. Согласно сообщению на портале Bnews.kz председатель комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова усомнилась в целесообразности траты бюджетных средств на аккредитацию лабораторий, а также в компетентности казахстанских учёных.

“У нас докторов наук: плюнешь – доктор! Спросишь, он даже на уровне дипломной работы того, что в Советском Союзе было, ответить не может. Тогда зачем мы такие деньги тратим? Ведь наш Президент говорит, что самый большой капитал – это люди и профессионализм. Какой это профессионализм? Мы просто штампуем бумаги о профессионализме, а под бумагой ничего нет”, – возмутилась депутат.

Гульжана Карагусова искренне не понимает, для чего Министерству образования нужен аккредитационный центр, тогда как в стране практически не готовы к работе лаборатории. Смысла тратить на это бюджетные средства нет, считает мажилисвумен.

“Когда разрабатывался вопрос о коммерциализации и на РБК выделяли такие большие деньги, я, как член РБК, задавала вопрос: какова цель аккредитации лабораторий? Для чего они будут аккредитованы? Ведь аккредитация – очень дорогой процесс, тем более её нужно подтверждать через какое-то время. Всё время тратим на это бюджетные деньги. Так не должно быть. Вообще в мире лаборатории делают аккредитацию только тогда, когда сама лаборатория уже имеет вокруг рынок, который она будет удовлетворять своим оборудованием и своими исследованиями. Вы указали – 41 докторская! В Советском Союзе докторская диссертация – это уже целая наука. Где конечный результат от 41 докторской? Лаборатория идёт на аккредитацию, когда есть наработки, которые нужно довести до промышленного производства, и будет конечный результат всего того, что сделали. Мы сделали всё наоборот, мы вперёд поставили аккредитацию, не определив никаких конечных целей. Где коммерциализация науки? Где конечный результат?” – спросила депутат.

“Гульжана, ты не права!”

Высказывания госпожи Карагусовой очень задели казахстанских академиков. По их мнению, депутат вообще не владеет ситуацией. Более того, приводить в пример Советский Союз – вообще неуместно, считают учёные. А её слова они восприняли как оскорбление.

Informburo.kz публикует ответы учёных практически без изменений, мы исправили только пунктуационные ошибки и то, что посчитали опечатками.

Письмо института Национального центра биотехнологии

“Мы, молодые учёные Национального центра биотехнологии, в большинстве своём получившие свои учёные степени во время работы в нашем центре, хотим обозначить свою позицию касательно публикации на портале www.bnews.kz от 22.11.2017 г. и на портале www.nur.kz от 23.11.2017 г., в которой депутат Мажилиса Парламента РК Гульжана Джанпеисовна Карагусова крайне пренебрежительно охарактеризовала уровень подготовки молодых казахстанских учёных. Узнав из СМИ об этой безапелляционной оценке, нас, как учёных, крайне удивила и возмутила такая риторика ответственного лица. Озвученная госпожой Карагусовой характеристика современного PhD доктора – даже на уровне дипломной работы … ответить не может” – кажется нам неприемлемой и оскорбительной. Мы не знаем, кого конкретно она имела в виду, но считаем это обобщение всех молодых учёных Казахстана неуместным.

Нам хотелось бы возразить госпоже Карагусовой по нескольким позициям. Мы считаем, что прежде, чем давать негативную характеристику всем молодым учёным – докторам наук, нужно: во-первых – ознакомиться с истинным положением дел в этой сфере, или по крайней мере попытаться это сделать; во-вторых – надо приложить усилия для улучшения текущего положения дел, сделать что-то самому. Но, насколько мы знаем из СМИ, данный депутат ничего не сделал для развития нашей науки, для поддержки её финансирования, для её усиления.

Наличие большого количества учёных в стране не может не радовать, так как это поднимает статус любого государства в мировом масштабе. Государство, в котором учёный находится в привилегированном положении, несомненно, заслуживает особого места в международном пространстве и особого уважения мирового сообщества.

Конечно же, помимо количества очень важны уровень учёных и качество их исследований. Получение учёной степени доктора PhD в Казахстане является не самой простой задачей, как, впрочем, и во всём мире. Требования Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК для получения учёной степени PhD соответствуют международным и предусматривают публикации в ведущих международных научных изданиях, входящих в наукометрические базы данных Web of Science и Elsever. К сведению депутата – таких высоких требований в Советском Союзе, на опыт которого она ссылается, не было. Да и некорректно ссылаться на уже несуществующую страну, наука которой не выдержала конкуренции с западной наукой.

Публикация результатов диссертационной научной работы в признанном международном научном издании – это результат нашего кропотливого и нелёгкого труда. Сам факт публикации в рейтинговом журнале уже подтверждает оригинальность проведённого исследования. Публикация предусматривает обязательное независимое (так называемое слепое) рецензирование рукописи статьи рецензентами соответствующего зарубежного журнала, которые, как правило, являются ведущими специалистами именно в соответствующей области исследований. Статьи публикуются исключительно на профессиональном техническом английском языке. Результаты некомпетентной диссертационной работы просто не будут допущены к публикации в виде статьи в международном индексируемом научном журнале.

Также мы хотели бы сказать, что благодаря поддержке главой государства наших молодых учёных (мы говорим, прежде всего, о программе “Болашак”) мы получили возможность обучаться, участвовать в научных дискуссиях, работать и проводить исследования в лучших университетах и научных центрах мира, общаться с ведущими учёными.

Мы очень гордимся своей научной степенью и благодарны нашей стране за предоставленную возможность полноценно реализовать себя в науке. Мы считаем, что наше государство демонстрирует особое и правильное отношение к статусу учёного. И именно благодаря поддержке государства и внедрённым в последние годы современным подходам в финансировании науки значительно возросла её результативность. Так, количество публикаций казахстанских учёных в последние 2-3 года более чем в 3 раза превысило значение 2012 года (по данным Thomson Reuters и Web of Science). Это действительно объективные показатели нашего роста, и они, кстати, являются лучшими показателями среди стран ЕАЭС.

Искренне надеемся, что высказывание столь высокопоставленного чиновника, депутата Мажилиса Парламента, на самом деле не отражает действительного отношения общества и государства ко всем молодым учёным Казахстана, а со своей стороны обещаем приложить максимум усилий для дальнейшего развития казахстанской науки и её тесной консолидации с экономикой нашей страны.

С уважением, сотрудники Национального центра биотехнологии, доктора философии PhD Абельденов С.К., Жылкибаев А.А., Бадуанова С.Д.”

Совет молодых учёных РГП “Институт информационных и вычислительных технологий” КН МОН РК

“В Совете молодых учёных ИИВТ КН МОН РК (далее – Институт) обсудили высказывания председателя комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан госпожи Карагусовой Г. Д., опубликованные в СМИ (в частности на порталах bnews.kz и nur.kz) от 23 ноября 2017 года, относительно подготовки научных кадров в нашей стране. Молодые учёные Института посчитали необходимым ответить на некоторые тезисы публикации, с которыми они не согласны.

Для начала отметим, что в последние годы явно ощущается нехватка остепенённых специалистов в физико-математических и технических науках. Это, в первую очередь, связано с закрытием докторских и кандидатских советов в 2010 году, что привело к появлению кадрового вакуума и большой возрастной разнице в среде научных сотрудников. Данные обстоятельства стали предпосылкой к появлению программ по подготовке PhD докторантов и магистрантов и необходимости привлечения талантливой молодёжи в отечественную науку.

Так, например, Институт ведёт подготовку PhD докторантов и магистрантов, а с 2014 года участвует в программе интеграции науки и образования с ведущими вузами страны, по специальностям в областях науки, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, задачами математического-компьютерного моделирования и управления сложными системами. Сегодня в штате Института насчитывается 217 сотрудников, из них 130 молодых учёных в возрасте до 35 лет. В 2016 году защитились 7 PhD докторов и 11 магистров. Одними из требований программы подготовки PhD докторов и магистров являются наличие нескольких публикаций в рейтинговых зарубежных (входящие в базу SCOPUS и ThomsonReuters) и отечественных изданиях, апробации результатов на конференциях международного и республиканского масштабов, прохождение научно-исследовательской стажировки сроком не менее 3 месяцев в зарубежных университетах и исследовательских центрах.

Как молодые учёные, прошедшие эту школу, все этапы апробации и защиты диссертации, отметим, что сравнение госпожой Карагусовой Г.Д. процесса становления специалистов с “ростом грибов после дождя”, мягко говоря, некорректно.Конечно, если бы процесс подготовки PhD докторов и магистров был бы так прост, то это пошло бы казахстанской науке только на пользу (количество перешло бы в качество). В связи с этим подобные высказывания в СМИ считаем оскорбительными для всех докторантов, магистрантов и молодых учёных Казахстана в целом.

Конечно, выполнение программы обучения PhD докторов и магистров требует значительных финансовых ресурсов, но учитывая необходимость в привлечении и подготовке отечественных молодых учёных, а также в развитии физико-математических и технических наук в Казахстане, эти затраты более чем оправданы.

В рамках проектов молодые учёные демонстрируют результаты многолетней работы на различных конференциях и публикуют статьи в разных международных и республиканских журналах. Так, за 2016-2017 годы были опубликованы в журналах, входящих в базу SCOPUS и ThomsonReuters, более 200, а в журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, более 150 статей.Молодые учёные, помимо научно-исследовательских проектов, участвуют в стартап-конкурсах и в инициативных проектах. Кроме этого, стоит учитывать, что подготовка научных специалистов ведётся по “целевой” программе, т.е. после окончания программы обучения и защиты диссертаций, молодые учёные остаются работать в отечественных научных организациях.

Заместитель генерального директора
ИИВТ КН МОН РК, PhD Мағзом М.М.

Заместитель генерального директора
ИИВТ КН МОН РК, PhD Ахметжанов М.А.

Председатель Совета молодых учёных
ИИВТ КН МОН РК, к.т.н. Мусабаев Р.Р.

Институт генетики

“Уважаемая Гульжан Джанпеисовна!

Позвольте мне не согласиться с Вашим мнением, что в нашей стране легко получить докторскую степень. Возможно, где-то это и так. Но только не в области естественных наук. Мне посчастливилось поступить в докторантуру КазНУ им. аль-Фараби и по целевому направлению заниматься научным исследованием в области молекулярной генетики рака в Институте общей генетики и цитологии. Опираясь на свой опыт, мне хочется отметить, что работать для достижения поставленной цели (получения степени PhD доктора) пришлось очень много, преодолевая массу сложностей, связанных с проведением научных экспериментов, учебной нагрузкой и бюрократическими проволочками. Так, например, я ходила на занятия в КазГУ, где слушала общие и специализированные курсы в области молекулярной генетики, которые вели самые именитые учёные. Мой зарубежный руководитель также приезжал с курсом лекций по молекулярной эпидемиологии рака. Научная составляющая моей диссертации была связана с работой в лаборатории молекулярной генетики Института общей генетики и цитологии, где я часто задерживалась допоздна в связи с длительностью экспериментов, необходимостью изучать зарубежную литературу и отрабатывать протоколы исследования. Здесь также пришлось многому учиться, потому что экспериментальная работа в выбранной мною области требует индивидуальной работы с пациентами, знания современных методик анализа генома, работы с высокотехнологичным оборудованием и методами биоинформационной обработки результатов. В этом мне помогали и делились бесценным опытом сотрудники лаборатории. Также большое влияние на повышение моей квалификации оказала зарубежная стажировка в Международный центр генной инженерии и биотехнологии (ICGEB, в г. Кейптаун, ЮАР), где я обучилась новым технологиям анализа, которые сейчас успешно применяются в нашей лаборатории. Мои научные руководители, как с зарубежной, так и с отечественной стороны много времени провели со мной, анализируя полученные данные и готовя научные публикации в высокорейтинговые международные журналы.После моей защиты на основе полученных результатов был открыт кабинет генетического консультирования в КазНИИ онкологии и радиологии. Мы тесно сотрудничаем с врачами и раковыми больными. Несмотря на то, что я успешно защитилась, я продолжаю совершенствоваться и повышать уровень своей квалификации, потому что наука не стоит на месте, и я чувствую ответственность за судьбы людей, поскольку от результата моего анализа зависит их правильное лечение.

PhD Жунусова Гульнур, 29 лет

Два следующих письма публикуются в переводе с казахского языка на русский.

Институт литературы и искусства имени М.О. Ауэзова

“Уважаемая Гульжан Жанпеисовна!

За 25 лет независимости в РК сфера науки претерпела значительные перемены. Систему высшего образования, укоренившуюся в советский период, сменила трехступенчатая система, основанная на кредитной технологии. Так Казахстан включился в Болонский процесс – процесс глобализации единого общеевропейского образовательного пространства в европейском высшем профессиональном образовании.

Недавно знакомился с интервью председателя комитета по финансам и бюджетом Г.Ж. Карагусовой. Называется: «Карагусова о дипломах: Мы просто штампуем бумажки о профессионализме». Хотя основной разговор о средствах, направляемых на аккредитацию лабораторий, в конце беседы г-жа Г.Ж.Қарагусова сказала:

У нас докторов наук – плюнешь, доктор! Спросишь, он даже на уровне дипломной работы того, что в Советском Союзе было, ответить не может. Тогда зачем мы такие деньги тратим? Ведь наш президент говорит, что самый большой капитал – это люди и профессионализм. Какой это профессионализм? Мы просто штампуем бумаги о профессионализме, а под бумагой ничего нет”.

Тем самым она выразила недоверие всем специалистам, получающим докторскую степень после окончания вузов.

Я докторант 3 курса PhD программы “Интеграция образования и науки”, действующей на основе договора от 2014 года между Казахским национальным университетом им. аль-Фараби и НИИ на базе Научного центра (Ғылым Ордасы).

За эти 3 года Институт литературы и искусства им. М.Ауэзова, где я получаю образование, и КазНУ им. аль-Фараби провели несколько результативных совместных работ.

Основным базовым предметам обучают в КазНУ им. аль-Фараби, а учёбу по профильным предметам проводят учёные Института литературы и искусства им. М.Ауэзова.

На меня, получившего степень бакалавра и магистра в КазНУ им. аль-Фараби, лекции учёных НИИ произвели неизгладимое впечатление.

Я заметил, что здесь преподавательско-профессорский состав по многим предметам ведёт уроки не только по утверждённым учебным пособиям, но и в интеграции с солидными исследовательскими проектами по научным отраслям.

На этой основе студенты получают всесторонние знания обо всех научных работах. Учатся находить актуальную идею, обосновывать её теоретически, аргументировать, сравнивать, учатся ставить проблему, находить решение, резюмировать, а также всесторонне рассматривать различные методики в процессе подготовки научной работы.

А это в свою очередь оказывает влияние на качество диссертационной работы докторанта, чтобы её научная актуальность и новизна соответствовали сегодняшним высоким требованиям.

Исследуемая мной тема – виды трансформации жанра современного романа, их основные направления развития, временные и пространственные категории в них. В моих исследованиях всесторонне и сравнительно рассматриваются передовые образцы мировой литературы, в частности, проявления в казахской литературе, как части мировой литературы, тех литературных процессов, которые происходят в английской, испанской, итальянской и японской литературе.

А это соответствует высказываниям Елбасы, первого Президента Республики Қазахстан Н.А.Назарбаева в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» о задачах литературы, направленных на популяризацию и перевод казахской литературы на мировые языки в век глобализации.

Здесь практически все произведения изучаются на английском языке. Выбор произведений основывался на советах иностранного научного советника Антонио Чаморро из Испании, доктора университета Гранада.

Практически все мои сокрусники – докторанты Института математического моделирования, Института языка, Института истории, Института философии и других, успели благополучно защититься. Все их научные работы посвящены актуальным проблемам сегодняшней науки.

Жизнь не бывает без ошибок. Да, некоторые докторанты могут проявлять неопытность в знании современных проблем. Но можно ли клеветать на всех докторантов? И вы ошибались. До сих пор наши родители с улыбкой вспоминают, как Вы, будучи министром, выступая по ТВ, советовали каждой семье курицу и снесенное ею яйцо превращать в источник дохода.

Ведь одни эти слова Вас не характеризуют. Потому что Вы – крупный экономист, депутат. Выражая глубокое уважение, хочу предложить Вам иногда говорить обдуманно. Тем более, когда Вы во власти, говорить, не постигая истинного положения вещей, что “просто штампуем бумаги о профессионализме, а под бумагой ничего нет” – заблуждение.

С уважением,
докторант PhD
Института литературы и искусства
имени М.О. Ауэзова
Е.Султан

Институт языкознания им. А.Байтурсынова

“Гульжана Жанпеисовна!

Развитие Казахстана тесно связано с устремлениями патриотично мыслящих молодых учёных, имеющих ясную цель. Потому что стремление молодых людей, которые получили образование и трудятся в Казахстане, к достойной и стабильной жизни, желание работать во благо родины, гордость за страну, возвышение национальных ценностей – это результаты независимости. Молодые учёные устанавливают международные связи с развитыми странами, обмениваются опытом, вносят свою лепту в обновление научно-технических, гуманитарных сфер, осознавая, что всё это достигнуто благодаря мудрой политике Елбасы.

Уважаемая Гульжана Жанпеисовна, в Казахстане доктора наук добиваются качественных результатов. Достижения научно-исследовательских институтов оказывают серьёзное влияние на развитие общества. А система подготовки докторантов осуществляется по международным стандартам. Научные работы тщательно обсуждаются диссертационным советом, проходят жёсткую экспертизу, контролируются, неоднократно проверяются под жёстким надзором, в том числе на предмет плагиата. Прозрачность деятельности отражена возвращёнными диссертационными работами на сайте Министерства науки и образования.

Надо отметить, что система присуждения учёной степени в Казахстане имеет давнюю традицию. Сами знаете, что требования к определению настоящих учёных с накопленным опытом с каждым годом ужесточаются. Например, такие, как публикация статей в международных научных журналах с высоким импакт-фактором (Scopus, Thomson Reuters), определение процентности ссылок на опубликованные статьи, а также зарубежная стажировка, как сами понимаете, не каждому (даже высокообразованному человеку) удаётся её пройти.

Без науки нет политики, наука – основа производства, бизнеса.

Наука – основной базис, фундамент развивающейся страны. Поэтому вместо помощи “плюнуть” – дело постыдное. Это сродни плевку в колодец, из которого завтра будешь пить. Науку продвигают именно те молодые доктора, в которых вы плюете. Конкурсы на гранты и целевые программные проекты, предлагаемые МНО, проходят открыто и честно. В них очень часто участвуют молодые учёные, которые выигрывают проекты, получают заслуженные похвалы за вклад в развитие общества.

Судя по отрицательному мнению Г. Карагусовой, сказанному в адрес молодых казахстанцев, понятно, что она абсолютно не знакома с опубликованными трудами молодых, с их результативными проектами. В момент, когда решается судьба государственного языка, когда необходимо взяться за переход в латиницу, засучив рукава, нас молодых сильно огорчило её недоверие, высказанное ею вместо того, чтобы нас поддержать, стимулировать как депутату.

От имени молодых учёных
Института языкознания
им. А.Байтурсынова
Айгуль Амирбекова

Источник: https://informburo.kz/

0 Likes
0 Dislikes

44 Комментария к “У нас докторов наук: плюнешь – доктор!” Казахстанские учёные ответили на критику Гульжаны Карагусовой

  1. Thank you so much for giving everyone an extraordinarily pleasant possiblity to read articles and blog posts from this blog. It really is very awesome and as well , full of a good time for me and my office peers to search your web site at minimum thrice in 7 days to read the new issues you have got. And indeed, we are actually fulfilled with your perfect tricks you give. Certain 1 ideas on this page are undoubtedly the finest we’ve ever had.

  2. I would like to voice my respect for your generosity supporting folks who actually need guidance on the situation. Your personal dedication to getting the solution throughout appeared to be exceptionally significant and has continually made professionals much like me to get to their ambitions. Your amazing warm and friendly recommendations means a lot to me and even more to my colleagues. Thank you; from everyone of us.

  3. I wish to show appreciation to you just for rescuing me from such a challenge. Because of exploring throughout the world-wide-web and getting tricks that were not helpful, I figured my entire life was over. Existing without the presence of solutions to the difficulties you’ve fixed as a result of this site is a critical case, and those which might have in a negative way damaged my entire career if I had not come across the website. Your own personal capability and kindness in touching every aspect was important. I am not sure what I would have done if I hadn’t discovered such a solution like this. It’s possible to now look forward to my future. Thank you so much for the specialized and result oriented help. I won’t be reluctant to endorse the sites to anyone who needs and wants guide on this situation.

  4. Thank you so much for providing individuals with an extremely remarkable chance to read articles and blog posts from this site. It is usually very nice and full of a lot of fun for me personally and my office co-workers to search your blog on the least thrice weekly to read the fresh things you will have. And indeed, I am usually impressed with all the astounding methods you serve. Some 4 facts in this posting are unquestionably the simplest we have had.