Home » Авторы » Б, Базарбай Мамбетов » Концессия – не зло

Концессия – не зло

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

Мы должны хорошо представлять железнодорожную дорогу, которую мы хотим построить до Китая. Она будет проходить через горные нагромождения страны. Общая протяженность дороги со всеми тоннельными переходами составляет 433 км (от Жалал – Абада до Торугарта 268 км и от Торугарта до китайского Кашгара 165 км). Несмотря на все сложности, связанные со строительством объекта, никто в стране не должен ставить под сомнение необходимость осуществления такого супер – проекта. Чем раньше мы начнем строительство дороги, тем лучше будет для нас. Это использование наших транзитных возможностей в глобальном межгосударственном сообщении. Это новое направление выхода Центрально – Азиатских республик к Тихоокеанским побережьям через Китай. Реализация такого проекта равнозначна тому, что страна как бы садится на золотой прииск своего развития. Но, прежде чем принять окончательное решение о начале строительстве данного объекта, нам необходимо разобраться, с какими трудностями оно будет связано.

Во – первых, строительство дороги параллельно решает нам нашу давнюю мечту – соединяет юг и север страны с самостоятельной железной дорогой. Со стороны Балыкчи к железнодорожной магистрали подойдет ветка, которая образует внутренний участок железной дороги «Юг – Север». Во – вторых, внутренний участок пройдет через Кара – Кечинский угольный разрез, угли которого мы никак не можем возить в полном объеме на Бишкекскую ТЭЦ по причине отсутствия такой дороги (с Балыкчи до разреза Кара – Кече 183км). В – третьих, данная железнодорожная магистраль будет связана со строительством нескольких тоннельных проходов в горах, а также большого мостового перехода (виадука) через реку Кара – Дарья в окрестностях Жалал – Абада. В – четвертых, мы для этой магистрали должны принять эсенговский стандарт широкой колеи между рельсами в 1520 мм, в место китайского 1435мм. В – пятых, мы не должны упрощать проблему, связанную со строительством перегрузочной станции в долине Арпа или в районе Ат – Башинской ГЭС, по которой мы еще не определились. Чтобы убедиться, из чего состоит такая станция, и какие проблемы она создает для прилегающих территорий, наши специалисты должны побывать на действующих перегрузочных станциях, например, на «Чоп», что находится на приграничной территории Украины с Европой. Судя по объему будущих железнодорожных перевозок, на строительстве перегрузочной станции будет работать не менее тысяч человек, а на эксплуатации – около двух тысяч человек. Но все эти люди одночасье могут оказаться китайцами, которые со временем займут всю Нарынскую область. Здесь нельзя допускать самовольного решения наших чиновников, которые любят действовать по принципу: «Я сам все знаю», что часто приводит нас к неразрешимым проблемам. Например мы на ровном месте создали проблему, построив многоэтажные жилые дома в Оше и Жалал – Абаде для пострадавших в июньских событиях 2010 года семей из самовольно изготовленных железобетонных панелей по решению отдельных чиновников области.
Мы собираемся отдать строительство этой железной дороги под концессию китайцам, что, наверное, правильно. Конечно же, китайцы будут делать все, чтобы генеральными подрядчиками по строительству данной магистрали выступили китайские государственные строительные корпорации. Для компаний из Поднебесной ничего не стоить построить сложные тоннельные и мостовые переходы через горы и большие реки. Я это к тому, чтобы при подготовке генерального соглашения на строительство указанной магистрали наши опять не забыли записать и зафиксировать в договоре то, что на стройке, в основном, будут работать кыргызские граждане. Для этого кыргызское правительство должно установить определенную квоту на специалистов и рабочих, приглашаемых из Китая, – их количество не должно превышать 5 процентов от общего количества работающих на стройке. Когда мы забывали это делать, на строительстве золоторудного комбината Талды Булак Левобережный, например, китайских рабочих работало 1500 человек, а наших всего 100. Это при повальной безработице в стране. Кроме этого мы должны предусмотреть, чтобы наши мостостроительные и другие железнодорожные организации в роли субподрядчиков могли выполнять определенные объемы работ наравне с китайскими компаниями. Это позволит нам перенять современный опыт строительства таких объектов, чтобы в последующем своими силами строить другие железнодорожные объекты в стране. С началом строительства железнодорожной магистрали мы в горах построим не менее 10 гравийно – сортировочных заводов и заставим заработать многим заводам по выпуску железобетонных изделий, – одних только железобетонных шпал необходимо изготовить более 1 млн. штук.
Что касается концессии вообще, то мы о ней должны говорить с особым пристрастием. Это удачная форма привлечения инвестиций в экономику страны. Отдав строительство крупных объектов под концессию, мы можем сделать заметный шаг в экономическом развитии страны. Одна из причин того, что мы в течение 25 лет не можем построить прямую автомобильную дорогу из Алматы в Иссык – Куль, – это наша отсталость в экономическом мышлении и некомпетентность людей. Наши соседи – таджики, например, отдав строительство Санктудинской ГЭС-2 под концессию правительству Ирана сроком на 12,5 лет после пуска станции в эксплуатацию, уже через 5 – 6 лет возвращают ее в ведение правительства Таджикистана. Концессия там хорошо прижилась, и эта страна сейчас собирается отдать под концессию строительство другой ГЭС на реке Вахш. Это же, здорово! Почему бы нам по – большому счету не подумать об объектах, которых мы можем отдать под концессию? Если нам объявить строительство и эксплуатацию Верхне – Нарынской ГЭС под концессию, то туда в первую очередь придут китайские и иранские компании. Таким же образом можно построить Камбар – Атинскую ГЭС- 1. Мы могли бы эти два объекта одновременно отдать под концессию. У нас другого выхода нет, а новые генерирующие мощности нам надо строить. Мы должны понимать, что строительство и пуск крупнейших системообразующих энергетических проектов будет иметь магическое воздействия на развитие других отраслей экономики.

0 Likes
0 Dislikes

Комментарии закрыты