Home » Литература » Иллюстрации к “Манасу”  _  Т.Герцен

Иллюстрации к “Манасу”  _  Т.Герцен

Save pagePDF pageEmail pagePrint page

 

Чaсть_1 (pdf)Click here

Чaсть_2  (pdf)Click here

Герцен Теодор Теодорович (1935-2003)

Имя Теодора Теодоровича Герцена широко известно не только в Кыргызстане и в соседних государствах (России, Казахстане, Узбекистане), но и в далекой Германии. Теодор Герцен завоевал эту известность своим огромным талантом, трудолюбием, своим авторитетом художника, гражданина и хорошего человека.

О личности Герцена двух мнений нет. Это – художник с очень ясно сложившимся и определившимся художественным мировоззрением и с определенно выработанной формой, и эта форма является в то же время очень живой и убедительной. При этом Теодор Теодорович Герцен обладал совершенно своеобразным художественным почерком, восходящим к графике Северного Возрождения. За свой труд художник удостоен ряда правительственных наград и почетных званий – Народный художник Кыргызской Республики, действительный член республиканской Академии художеств, кавалер ордена “Данк” (Слава).

Теодор Герцен родился 15 марта 1935 года в с.Орловка Ленинпольского района Таласской области. Его родители приехали в Кыргызстан в конце 1920-х годов – мать с Поволжья, отец с Украины.

Именно отец будущего художника – Теодор Гергардович – сыграл большую роль в становлении личности своего сына. Он был широко известен во всей Таласской долине, да и во всей республике, как народный просветитель. Отец был истинным интеллигентом, незаурядным художником-любителем, организатором одного из лучших в Советском Союзе колхозного музея широкого профиля – эта была и картинная галерея, и музей воинской и трудовой славы родного колхоза, и краеведческий музей. Сюда приходили школьники, колхозники, сюда районные и областные власти с гордостью водили гостей из столицы и из-за рубежа.

Теодор Герцен закончил Фрунзенское художественное училище по специальности “живопись”. Однако настоящим его призванием стала книжная графика. Он известен, главным образом, как художник книги, серьезный и вдумчивый иллюстратор. Его учителями были большие художники и замечательные учителя – А.И.Игнатьев и Ф.М.Стукошин. Они многому научили Герцена – и технике масляной живописи, и работе на натуре, и цветовой гармонии. Затем Герцен продолжил свое образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское), где он получил специальность художника-монументалиста.

Первой его монументальной работой была единственная в республике фреска “Отдых” в Кеминском районе. Из других монументальных работ Герцена следует выделить темперную роспись “Воскресный день” в Сокулукском районе, мозаику “Женщины” в интерьере салона “Ай-Пери” в Бишкеке и комплексное оформление здания Кыргызского драматического театра в г. Оше.

Работая в книжной графике, в различных техниках и жанрах монументального и станкового искусства, Герцен в каждой работе уделял большое внимание. За 40 лет жизни в искусстве Герцен сделал удивительно много – и как художник-монументалист, и иллюстратор книги, и автор пастельных и масляных пейзажей, портретов, натюрмортов, циклов и серий гравюр.

Знаменитым Теодор Герцен в Кыргызстане стал своими иллюстрациями к эпосу “Манас” – циклом замечательных линогравюр, ставших итогом многолетней работы, изучением истории кыргызов, их духовной и материальной культуры, уходящей вглубь веков.

Герцен иллюстрировал вариант, записанный в изложении Орозбакова, вариант, ставший после издания с гравюрами Герцена классическим, что неудивительно, так как впервые эпос был издан со зрительным рядом, принятым и манасоведами, и этнографами, и художниками-коллегами, и – что самое главное, – кыргызским народом. В этой работе произошло редкое слияние изображения и слова. Герцен выполнил к этому изданию 200 гравюр – огромный, беспрецендентный труд.

В недавно вышедшей книге профессора Майрам Акаевой “У надежды не бывает ночи” автор назвала Теодора Герцена певцом гор и степей, а созданные им работы – гордостью и национальным достоянием. Она пишет: “Совершенно уникальны иллюстрации Теодора Герцена к главной книге кыргызов – эпосу “Манас”. Когда я смотрю его “манасовские” работы, то думаю, как безграничны возможности настоящего таланта. До какой же степени он проникся духом народа, чтобы в каждой его линии чувствовалась душа кыргыза!”.

Второй работой, не уступающей по силе воздействия на читателя и зрителя иллюстрациям к эпосу “Манас”, можно считать цикл гравюр к немецкому эпосу “Песнь о Нибелунгах”. Герцен, этнический немец, не мог быть равнодушным к национальному наследию Германии, поэтому обращение его после “Манаса” к “Песне о Нибелунгах” – это и обращение к историческим корням своего народа, и желание окунуться в европейскую средневековую стихию народного творчества.

В работе над “Нибелунгами” художник проделал предварительные исследования с помощью друзей из Германии, повозивших его по средневековым замкам, музеям, предоставивших возможность познакомиться с соответствующей литературой в библиотеках.

Над иллюстрациями художник работал одержимо; он нарезал большое количество досок (54), работая над вариантом одних и тех же сюжетов. Как бы там ни было, книга была издана – и издана прекрасно. Она имела успех в Германии, и это была победа.

Успех художника реалистического направления в странах Западной Европы – дело далеко не простое. По-видимому, здесь сыграли свою положительную роль два фактора. Во-первых, иллюстрации были сделаны к литературному памятнику, а во-вторых, сам Герцен – немец из далекого Кыргызстана, – представлял для коренных жителей современной Германии особый интерес.

В лице Теодора Герцена произошло совмещение культурных пластов двух народов. В этом плане Герцен выполнял гуманную миссию, так что неслучайно его знают, прежде всего, как автора иллюстраций к этим двум великим эпическим произведениям.

Теодором Герценом были оформлены также замечательные издания собрания сочинений Токтогула, кыргызских народных сказок, “Кобзарь” Т.Шевченко, “Джамиля” Ч.Айматова, “Хождение по мукам” Л.Толстого.

Творчество Герцена – это творчество убежденного реалиста, любящего людей и природу, преклоняющегося перед своими великими предшественниками и стремящегося работать в их традициях, невзирая на модные веяния в современном искусстве.

О творчестве народного художника Кыргызстана Теодора Теодоровича Герцена можно говорить очень много – так оно велико и многогранно. Его еще предстоит изучать и пропагандировать.

Теодор Теодорович Герцен скончался 29 июня 2003 года от тяжелой продолжительной болезни в небольшом городке близ Кёльна в Германии.

Мы будем помнить его человеческий и художественный дар, присущее ему чувство гармонического равновесия, помогавшее воплощать в красках и концентрировать в единой точке художественного пространства немыслимые красоты человеческого духа и природы, которые мастер умел разглядеть и запечатлеть для нас, живущих, кто будет помнить Теодора Герцена и твердо знать, что память эта не сотрется никогда из памяти живущих на земле Кыргызстана.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Материалы сайта artacademy.gratis.kg (статья Татьяны Поповой).

0 Likes
0 Dislikes

3 Комментария к Иллюстрации к “Манасу”  _  Т.Герцен

  1. В год окончания училища 1959 Герцен предпринял попытку поступить в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Но, опоздав с документами, возвращается домой с твердой уверенностью поступать в следующем году.

  2. В год окончания училища 1959 Герцен предпринял попытку поступить в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Но, опоздав с документами, возвращается домой с твердой уверенностью поступать в следующем году.

  3. But wanna remark on few general things, The website pattern is perfect, the content material is rattling wonderful :D.